Responsive image

Минэкономразвития предлагает заменить аукционы конкурсами

Министерство экономического развития РФ предложило поддержать застройщиков, осуществляющих строительные работы, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в рамках договора госзаказа, в силу значительного роста цен на строительные ресурсы. Таким образом, министерство предусматривает с 2022 года преимущественное использование электронных конкурсов в сфере закупок строительных работ, которые осуществляются на основании договора начальной стоимостью свыше 10 млн. руб. В министерстве считают, что подобная мера обеспечит повышение экономической устойчивости строительного комплекса.

Для реализации данного решения Министерство экономического развития РФ разработало проект нормативно-правового акта, законодательно закрепляющего инициативу ведомства, и направило его на согласование в высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления. Предполагается, что данный законопроект вступит в юридическую силу к 2022 году.

Нормативный документ вносит поправки в ФЗ-44; Федеральный закон предлагается дополнить положением о том, что высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления может определять сферы, в которых заказчик обязан проводить электронный конкурс, если начальная стоимость договора превышает размер, установленный высшим коллегиальным исполнительным органом государственного управления.

Напомним, что до сентября 2020 года закупки в сфере строительства проводились в форме электронного аукциона, где победитель определялся по наименьшей цене. При проведении открытого конкурса, нацеленного на выбор исполнителя, с которым будет заключен договор на оказание строительных услуг, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, будет учитываться не только предложенная застройщиком стоимость, но и располагаемая им материально-техническая база, ранее реализованные проекты и др. Однако доля аукционов в строительных закупках сократилась несущественно: на текущий момент она составляет 89%.

В Министерстве экономического развития отметили, что результаты проведенного анализа, направленного на оценку экономической эффективности преимущественного использования электронного аукциона, продемонстрировали отсутствие баланса интересов заказчика и строительных компаний. Средняя маржинальность договоров строительного подряда составляет не более 6%; вследствие этого, генеральный подрядчик не может компенсировать рост цен на строительные материалы. Вместе с тем, нередко участники торгов уменьшают стоимость работ по договору строительного подряда, что в конечном итоге порождает долгострой, банкротство застройщика и невозможность исполнения договорных обязательств в надлежащем качестве и в соответствии со сроками, утвержденными договором.

Законодательную инициативу поддержали в Национальном объединении строителей. Президент нацобъединения Антон Глушков сообщил, что данный законопроект обеспечит повышение качества строительных услуг, своевременное исполнение договорных обязательств, снижение негативных последствий от роста стоимости строительных материалов. Наряду с этим, Национальное объединение строителей предлагает расширить перечень параметров, на основании которых проводится оценка участника торгов: установить специализацию по типам функционального назначения строительных объектов, законодательно закрепить обязанность генерального подрядчика осуществлять не менее половины объема всех работ на объекте.