Техническое регулирование №8(9) / август 2011 - СРО строителей
Responsive image

Техническое регулирование №8(9) / август 2011

Владимир Анатольевич Забелин
Председатель контрольной комиссии СРО НП ПОСО

Большие проблемы «маленького» строительства


В июне 2003 года вступил в силу Федеральный закон о «Техническом регулировании», определивший переход до 01 июля 2010 года от системы нормативных документов в строительстве, принятых Госстроем России в 1994 году (СНИП 10-01-94), которые в основном удовлетворяли потребности нормативного регулирования в строительной отрасли, к системе технического регулирования. Однако этот процесс оказался неоправданно затянутым. В итоге, до настоящего времени строительная отрасль не имеет полной базы технических регламентов, а СНИПы, в основном, носят рекомендательный характер, что часто приводит к противоречиям между органами Службы Государственного строительного надзора и непосредственными строителями.

Понятие технического регламента, введенного Федеральным Законом № 184, разделило понятие технического регламента и стандарты, установив добровольные принципы применения последних, и в то же время обязательный характер для выполнения технических регламентов, которые могут применяться только в определенных целях. А именно:

  1. Защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  2. Охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  3. Предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  4. Обеспечение энергетической эффективности.

Целью принятия закона являлась либерализация процессов сертификации продукции и упорядочения существовавшей ранее системы стандартизации, пришедшей в несоответствие с современной нормативно-правовой базой и административной конструкцией. В то же время степень проработки отдельных положений Закона вызывает в профессиональных кругах строителей разноречивые оценки. Эта проблема, в частности, касается института саморегулирования в строительстве.

Так отдельные группы работ в соответствии с приказом Минрегионразвития № 624 от 30 декабря 2009 года не требуют от организаций, выполняющих данные работы, вступления в СРО и получения свидетельства о допуске.

В частности, к работам, не требующим получения допуска, относятся геодезические работы, ряд земляных работ, каменные и фасадные работы, устройство кровель, устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений.

Однако в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального Закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», было издано распоряжение Правительства РФ от 21.06.10 № 1047-р, которым был утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе должно обеспечиваться требование Федерального Закона.

Этот документ обязывает строительные организации, выполняющие работы, не вошедшие в перечень приказа Минрегионразвития № 624, безукоснительно выполнять требования Федерального Закона № 184 при производстве вышеуказанных работ. Это в полной мере относится и к малоэтажному строительству в части объектов, не подпадающих под действие того же приказа Минрегиона № 624.

То есть в малоэтажном строительстве не работают никакие нормы и регламенты. Речь, в первую очередь, идет о так называемых таунхаусах, имеющих высоту не более 3 этажей и предполагающих проживание не более 10 семей (10 секций), и многоквартирных домах, имеющих высоту не более чем 3 этажа и состоящих не белее чем из 4 секций (а это может быть до 60 квартир при размещении 5 квартир на этаже различной конфигурации) («Градостроительный кодекс», статья 49, часть 2 и 3).

В результаты такие здания строятся где хочется и как хочется. При этом не соблюдаются элементарные требования при строительстве зданий и сооружений:

  • не производятся инженерно-изыскательные работы, что может привести к разрушению здания в результате осадки грунтов или оползней;
  • в случае наличия проекта, отсутствует его экспертиза. Это влечет за собой риски разрушения конструкции в результате некорректно спроектированных конструктивных элементов здания и применения некачественных строительных материалов;
  • не учитывается возможное негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей;
  • не соблюдаются и, часто, даже не предусматриваются требования по пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений;
  • не учитываются требования Федерального Закона № 261 от 23.11.2009 об энергоэффективности вводимых в эксплуатацию зданий и сооружений. Что, в свою очередь, ведет к неоправданным потерям и затратам будущих собственников объектов.

Также стоит учитывать, что в 90% случаев разрешение на малоэтажное строительство оформляется одновременно с вводом здания в эксплуатацию. Тем самым нарушается весь цикл строительства, предусмотренный градостроительным кодексом.

Другими словами, при отсутствии контроля над малоэтажным строительством, предполагающим проживание большого количества людей, не соблюдаются вообще никакие нормы и требования на стадии проектирования и строительства, никак не гарантируется сохранность жизни и здоровья будущих владельцев недвижимости и защита окружающей среды.

Данный сектор полностью выпадает из под контроля как Госстройнадзора и Ростехнадзора, так и саморегулируемых организаций.

Эту тенденцию можно назвать не просто недочетом законодательства, а критической ошибкой. Мы получаем не только некачественные объекты, но и рост травматизма при производстве работ, нарушение практически всех требований и норм при строительстве объектов и их эксплуатации.

Статистика показывает, что более 70 % травматизма на строительных площадках происходит при выполнении работ, не требующих получения свидетельства о допуске (в соответствии с вышеупомянутым 624 приказом Минрегионразвития), а также при возведении объектов малоэтажного строительства.

В сложившейся ситуации было бы логично обязать компании, ведущие работы в секторе малоэтажного строительства, возводящие объекты, предполагающие проживание 3-х и более семей, вступать в СРО, выполнять требования системы саморегулирования в области строительства. Но дать таким компаниям определенные послабления при вступлении в саморегулируемые организации, например такие, как уменьшение суммы, вносимой в компенсационный фонд, и т.д. Тоже самое касается компаний, производящих работы, обозначенные в приказе Минрегионразвития как не требующие получения свидетельства о допуске. Эта мера положительно скажется на качестве выполняемых работ и возводимых малоэтажных зданий, позволит привести еще один сегмент строительного сектора в соответствие с требованиями Законодательства в строительстве.