Главная страница СМИ о нас Вестник строительного комплекса. Выпуск 4 (82) 2012
 
 

Мы стремимся соответствовать той высокой планке, которую сами для себя установили

В канун Дня строителя стало доброй традицией подводить итоги работы и делиться планами на будущее. Наш корреспондент побеседовал с руководителем одной из ведущих столичных саморегулируемых организаций — вице-президентом СРО НП ПОСО Александрой Белоус.

Александра Сергеевна, расскажите о ситуации в сфере саморегулирования, основных тенденциях развития, проблематике?

Александра Белоус, президент СРО НП ПОСО

— Если рассматривать саморегулирование как институт, то можно сказать, что он состоялся. На мой взгляд, основная проблема саморегулирования на текущий момент — появление недобросовестных саморегулируемых организаций, партнерств и непосредственно строительных компаний, которые пытаются, преступив закон, работать в сфере строительства, проектирования, инженерных изысканий. Но я считаю, что это явление временное. Сейчас и закон работает, и постоянно  совершенствуется законодательство. Нужно учитывать, что для любого нового института два-три года это не срок. Сейчас прошел период создания и первоначального формирования самой системы саморегулирования, созданы и отлажена работа национальных объединений. Установлены правила игры. Постепенно институт  очистится от недобросовестных игроков, которые не хотят выполнять общие правила и нормы. Это закономерный процесс. Стоит отметить, что национальные объединения ведут активную борьбу с недобросовестными саморегулируемыми организациями, постоянно вносятся новые поправки в законодательство,  направленные на усовершенствование системы саморегулирования, в том числе, и на борьбу с коммерческими СРО.

Необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство саморегулируемых организаций работает на благо своих членов, осуществляет контроль их деятельности, отстаивает их интересы в высших инстанциях. Сейчас активно идет процесс повышения квалификации и аттестации экспертов саморегулируемых организаций, разрабатываются новые программы подготовки и аттестации специалистов строительных компаний, осуществляется обмен опытом с западными коллегами.

То есть можно констатировать, что институт  саморегулирования в области строительства есть, он состоялся и способен выполнять свои задачи — предупреждение причинения вреда третьим лицам, повышение качества выполнения работ в области строительства и инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, реконструкции и капитального ремонта объектов капстроя. Конечно, не все еще гладко, есть большой спектр вопросов, над которыми нужно работать. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

Как вы оцениваете, справляются ли саморегулируемые организации с задачами, поставленными перед ними?

— Могу сказать на примере нашего партнерства. Основная задача СРО НП ПОСО — организовать систему проведения выездных проверок на более высоком качественном уровне, чтобы ни в коей мере не создавать неудобства для наших членов, но в тоже время проводить проверки в соответствии с законодательством, четко и досконально. В этом году мы делаем больший упор на контроль соблюдения требований технических регламентов и стандартов. Именно этот момент сказывается на безопасности зданий и сооружений при их строительстве и дальнейшей эксплуатации. И, конечно, в этом контексте актуальна тема безопасности строительства и охраны труда. Считаем одной из главных своих задач — повышение функций контроля со стороны нашего СРО над соблюдением правил техники безопасности на объектах строительства членов Партнерства.

В этом году мы повысили требования к документарным проверкам организаций, вступающих в СРО НП ПОСО. В связи с этим существенно увеличен штат экспертов, выполняющих как документарные, так и выездные проверки. Помимо регламентированных, плановых проверок, мы часто получаем запросы от сторонних организаций и органов власти на проверку добросовестности членов партнерства. Мы в обязательном порядке реагируем на такие запросы. В любом случае мы стремимся всячески поддержать наших членов и соответствовать той высокой планке, которую сами для себя установили.

Также, думая о повышении качества работ, мы пришли к идее создания ассоциации саморегулируемых организаций. Сейчас мы регистрируем ассоциацию в соответствии с законодательством. Планируется, что первоначально в ассоциацию войдет 4 партнерства. Это дружественные СРО, представляющие различные области строительного комплекса, а также направление эксплуатации зданий и сооружений.

Основные цели создания ассоциации: координация деятельности ее членов, повышение эффективности их работы в области саморегулирования, создание общих стандартов, консолидация и координация усилий членов ассоциации по развитию саморегулирования, создание основ и форм взаимодействия членов ассоциации, позволяющих им использовать возможности друг друга для более успешной профессиональной деятельности, организация информационного обслуживания членов ассоциации по проблемам их деятельности, осуществление научного и научно-технического сотрудничества в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений с российскими и иностранными специализированными организациями и учреждениями, представление общих интересов членов ассоциации в органах государственной власти и управления, международных и иных организациях.

Прокомментируйте, пожалуйста, внесение изменений в Градостроительный кодекс, которые сейчас активно обсуждаются как на уровне ведомств, так и в национальных объединениях и саморегулируемых организациях?

— Относительно поправок в Градостроительный кодекс, которые горячо обсуждались, в частности, на последнем съезде Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), я могу сказать, что их следует принять. Определенное ужесточение контроля деятельности саморегулируемых организаций на данном этапе развития института саморегулирования необходимо. Но также необходимо и избежать перегибов. Также актуальна еще одна проблема. В настоящее время законодательные
акты и нормы в строительстве разрабатываются не в одном законотворческом органе, а минимум в четырех — в Министерстве регионального развития РФ, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Минздравсоцразвития и Министерстве энергетики РФ. В то время как строительство объектов капстроя является комплексом тесно взаимосвязанных работ, существует четыре вида национальных объединений саморегулируемых организаций, которые независимо друг от друга принимают для себя и своих членов технические регламенты, строительные нормы и правила и профессиональные стандарты, зачастую не увязанные между собой — отсутствуют централизованная координация между ними и согласование вышеуказанных норм и стандартов. Я считаю, что в результате внесения поправок в Градостроительный кодекс необходимо появление единого органа, который бы полностью контролировал и регламентировал работу СРО строительной отрасли, давал непротиворечивые разъяснения по нормам законодательства, их применению на практике и т. д. Назрела необходимость создания некоего единого центра, который бы объединил изыскателей, проектировщиков, строителей и специалистов по энергоэффективности, лоббировал их интересы на государственном уровне, координировал, согласовывал и контролировал строительство объектов капстроя со стадии изысканий до момента их ввода в эксплуатацию, а также занимался тендерной политикой государства.

"Можно констатировать, что институт саморегулирования в области строительства есть, он состоялся и способен выполнять свои задачи — предупреждение причинения вреда третьим лицам, повышение качества выполнения работ в области строительства и инженерных изысканий, осуществления архитектурнотроительного проектирования, реконструкции и капитального ремонта объектов капстроя"

 — Что, по вашему мнению, принесет для системы саморегулирования в области строительства переход на солидарную ответственность?

— С 1 июля 2013 г. саморегулируемые организации перейдут на солидарную ответственность перед третьими лицами за причиненный членами партнерства
вред. В настоящее время действующим законодательством предусмотрена субсидиарная ответственность. Поясню, в чем различия между этими видами ответственности.

Субсидиарная ответственность предполагает, что СРО возмещает ущерб из средств компенсационного фонда, когда виновник, член СРО, не способен своими силами выплатить весь объем долга третьему лицу за причиненный ущерб.

Солидарная ответственность — это такой вид ответственности, когда на стороне должника выступают несколько лиц. В рамках солидарной ответственности потерпевшая сторона может обратиться не к организации, по чьей вине нанесен ущерб, а непосредственно в саморегулируемую организацию, в которой та состоит.

Но при применении солидарной ответственности возможны случаи мошенничества. Я не исключаю, что нам как саморегулируемой организации придется прибегать к судебной практике для определения степени вины нашего члена и суммы компенсации потерпевшей стороне. Введение солидарной ответственности ни в коем случае не должно развязать руки недобросовестным участникам рынка, которые могут рассматривать саморегулируемые организации как источник наживы.В президиуме: Евгений Пупырев, Александра Белоус, Владимир Забелин, Александр Курский, Екатерина Футорян, Андрей Ломтев

Александра Сергеевна, вы являетесь членом комитета по международным отношениям НОСТРОЙ. Расскажите о практике международного сотрудничества, об обмене опытом.

— Национальное объединение строителей наладило активное взаимодействие с западными коллегами. Постоянно организуются выезды делегаций специалистов строительной отрасли и экспертов СРО в западные компании, в частности, на строительные площадки Финляндии, Германии, Канады, в азиатские страны.  Делегации представителей иностранных строительных компаний приезжают в Россию, знакомятся с нашими строительными площадками и технологиями производства стройматериалов. В общем, налажен продуктивный диалог с иностранными коллегами, идет обмен технологиями и опытом, в том числе и в сфере саморегулирования.

Но когда мы говорим о западном опыте в области саморегулирования, нельзя забывать, что у нас своя страна, свои законы и традиции, свой менталитет. Мы, как показывает наша история, так и не смогли научиться жить ни как Англия, ни как Франция, ни как Германия. И если мы заимствовали такой эффективный институт, как саморегулирование, нам надо отлаживать этот инструмент в соответствии с теми реалиями, в которых мы живем.

Иностранные компании не всегда до конца понимают, по каким правилам нужно играть на нашем рынке, как оптимально выстроить свою работу в соответствии с российскими бизнес-процессами. Мы же, в свою очередь, осознаем, что их правила игры на рынке во многих случаях не оптимальны для нас.

Состоят ли в СРО НП ПОСО иностранные компании? Каковы особенности работы с ними?

— В нашем партнерстве состоит достаточно много иностранных компаний — из Люксембурга, Японии, Турции, Италии, Хорватии. При работе с иностранными компаниями сталкиваешься, в первую очередь, с особенностями подготовки их документов. Не все предоставляемые ими документами соответствуют российским стандартам. Это, в частности, касается, документов на специалистов. Бывает очень сложно определить уровень подготовки их специалистов по предоставленным документам и соотнести его с российскими стандартами. Например, с японской компанией мы занимались только месяц согласованием специалистов, сопоставлением образовательных программ и квалификационных уровней, рассылались запросы и прочее. В результате все моменты были улажены. Японская компания пригласила в штат несколько российских инженеров, подтвердила квалификацию своих сотрудников. Но, тем не менее, эта проблема актуальна. Как мне видится, необходима разработка единого международного стандарта, который бы уравнял образовательные и квалификационные программы других государств с нашими программами и стандартами. Это облегчило бы вход иностранных специалистов на наш рынок, что, в свою очередь, ускорило бы процесс обмена опытом и технологиями.Александра Белоус отчиталась о проделанной работе перед участниками очередного ежегодного Общего собрания

Каких последствий для строительной отрасли стоит ожидать от вступления России во Всемирную торговую организацию?

— Думаю, что пока идет процесс внедрения требований и нормативов ВТО в российскую экономику, на которые ориентируются иностранные партнеры, лучше всех  будут чувствовать себя крупные российские строительные компании, которые обладают как инструментами оперативной адаптации к новым условиям игры, так и  опытом работы на международном рынке. Иностранным же компаниям очень интересен наш рынок — обширная ресурсная база, простор для работы.

Наша страна сейчас напоминает огромную строительную площадку. Активное строительство ведется практически во всех регионах. Но у большинства иностранных  компаний нет опыта работы на российском рынке. Им понадобится какое-то время на «акклиматизацию», что, естественно, даст определенную фору российским компаниям в процессе адаптации к новым условиям. Главное, чтобы вступление в ВТО не повлекло массового вынужденного выхода с рынка российских  представителей среднего и малого бизнеса.

Есть предпосылки для монополизации рынка крупными российскими и иностранными компаниями, что негативно скажется на самочувствии средних и малых  компаний. Мы как СРО в области строительства приложим все усилия для того, чтобы этого не случилось. К решению этого вопроса прилагает немалые усилия и  комитет по поддержке малого бизнеса НОСТРОЙ, членом которого я также являюсь. Сейчас разрабатываются программы по поддержке средних и малых компаний  в условиях работы по нормам ВТО, запускаются проекты по привлечению малых компаний к строительству малоэтажного жилья и участию в региональных проектах.

Также в свете вступления России в ВТО становится актуальным вопрос о сертификации менеджмента по международным стандартам. В условиях работы в рамках  ВТО российским компаниям, как крупным, так и средним, и малым, придется внедрять сертифицированные в соответствии с международными стандартами системы  менеджмента предприятия. Это касается систем менеджмента качества, экологического менеджмента, управления безопасностью труда и энергоэффективностью.  И речь идет не просто о покупке сертификата — яркой бумаги с печатями, а о внедрении и применении на практике сертифицированных международных систем  менеджмента. Только так российские компании смогут на равных конкурировать с западными. Понятно, что это не просто. Во многих случаях придется перестраивать всю систему бизнеса. Но и в ВТО мы вступаем не на год и не на два. Меняются правила игры, и их нужно либо принимать и играть по ним, либо уходить с рынка.

"Я считаю, что в результате внесения поправок в Градостроительный кодекс необходимо появление единого органа, который бы полностью контролировал и регламентировал работу СРО строительной отрасли, давал непротиворечивые разъяснения по нормам законодательства, их применению на практике и т. д. Назрела необходимость создания некоего единого центра, который бы объединил изыскателей, проектировщиков, строителей и специалистов по энергоэффективности, лоббировал их интересы на государственном уровне..."

Александра Сергеевна, сейчас активно муссируется вопрос борьбы с коммерческими СРО, которые, по сути, торгуют допусками на выполнение тех или иных видов работ. Какие методы вы могли бы предложить для того, чтобы уйти от явления коммерциализации в сфере саморегулирования?

— Мы сталкивались в нашей практике с этим явлением. Бывали случаи. Например, в партнерство обратилась относительно крупная строительная компания, узнала  о наших требованиях, условиях вступления и необходимых документах. Через неделю эта компания перезванивает и сообщает, что за 60 тыс. рублей уже вступила в  другое СРО и получила требуемый допуск. Причем такие ситуации не редкость. Откуда появляются такие суммы на вступление в саморегулируемую организацию?  Просто компания не делает взнос в компенсационной фонд, да и само СРО не формирует фонд для выплаты компенсации в случае наступления субсидиарной ответственности.

Эту ситуацию можно решить, внеся изменения в действующее законодательство. Поправки в Градостроительный кодекс, о которых мы говорили ранее, направлены и на решение этого вопроса. Однако у проблемы недобросовестных СРО есть и другая сторона. Право окончательного решения о выборе саморегулируемой  организации всегда остается у строительной компании. Принятое решение всецело зависит от руководства этой компании — либо пойти по пути мошенничества и  нарушения закона, сэкономив при этом определенную сумму, либо вести свою деятельность в соответствии с законодательством.

Было ясно в самом начале, что появятся те, кто захочет нажиться на системе саморегулирования. Но я считаю, что «коммерческие» СРО — явление временное.  Институту саморегулирования всего 3 года. Постепенно он очистится от недобросовестных игроков. Сами строители не захотят находиться заложниками ситуации, когда они в любой момент могут лишиться допусков в случае лишения партнерства, в котором они состоят, и статуса СРО. А отсутствие допусков повлечет аннулирование заключенных договоров, прекращение работ по текущим проектам и т. п. По сути, вся работа компании будет остановлена. И здесь я не говорю о возможном наступлении субсидиарной ответственности. Но при борьбе с «коммерческими» СРО нельзя перегибать палку. Механизм искоренения недобросовестных саморегулируемых организаций нужно продумать и реализовать так, чтобы не пострадали добросовестные саморегулируемые и строительные  организации, в полной мере сделавшие взнос в компенсацион ный фонд и обладающие требуемым штатом и квалификацией сотрудников.

Также борьба с «коммерческими» СРО не должна стать орудием конкурентной борьбы между саморегулируемыми организациями.

"Наша страна сейчас напоминает огромную строительную площадку. Активное строительство ведется практически во всех регионах. Но у большинства иностранных  компаний нет опыта работы на российском рынке. Им понадобится какое-то время на «акклиматизацию»,что, естественно, даст определенную фору российским компаниям в процессе адаптации к новым условиям. Главное, чтобы вступление в ВТО не повлекло мас-сового вынужденного выхода с рынка российских представителей среднего и малого бизнеса."

Большое спасибо, Александра Сергеевна, за содержательную беседу!

— И вам спасибо! Хочу поздравить всех работников строительной отрасли с наступающим Днем строителя — нашим профессиональным праздником, и пожелать  всем здоровья и стабильности, успехов в работе и счастья в семье; чтобы все недопонимания, препятствия ушли на задний план, чтобы каждый строитель получал  удовольствие от своей работы, от процесса возведения городов, процесса созидания, сотворения прекрасного. С праздником!

 

 

Саморегулируемая организация Ассоциация строительных организаций "Поддержки организаций строительной отрасли" внесено в Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 02 июля 2010 года. Регистрационный номер - СРО-С-227-01072010 на основании Решения Ростехнадзора №00-01-39/636-сро от 01.07.2010.

В декабре 2010 года наше партнерство стало лауреатом премии «Российский Строительный Олимп» в номинации «Наиболее динамично развивающаяся саморегулиуемая организация в области строительства». Сотрудники нашей компании помогут Вам решить любые задачи, проконсультировать Вас в области законодательства, окажут правовую поддержку.

По всем вопросам вступления в СРО Вы можете обращаться к нашим специалистам по тел. (495) 740-09-49 или через форму on-line заявки.


Наши достижения:

"РОССИЙСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОЛИМП - 2010"

Лауреат премии "РОССИЙСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОЛИМП - 2010"

Номинация - «Наиболее динамично развивающаяся саморегулируемая организация в области строительства»


Лучшая саморегулируемая организация в создании условий ведения бизнеса в строительной отрасли для членов партнерства

"РОССИЙСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОЛИМП - 2010"
 

Лауреат премии "РОССИЙСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОЛИМП - 2011"

Номинация - «Лучшая саморегулируемая организация в создании условий ведения бизнеса в строительной отрасли для членов партнерства»


Лучшая саморегулируемая организация в создании условий ведения бизнеса в строительной отрасли для членов партнерства


 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Адрес: 127994, Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр.. 1
Телефон: 8 (800) 222-85-80
e-mail: minstroy @ minstroyrf.ru


Членство в некоммерческих организациях:

НОСТРОЙ

Ассоциация "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство"

Адрес: 123242, г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 3
Телефон: 8 (495) 987-31-50
e-mail: info@nostroy.ru

26 - 27 сентября 2011 года СРО АСО ПОСО прошла добровольную аудиторскую проверку НОСТРОЙ.

 Ассоциация саморегулируемых организаций СИНЕРГИЯ

Межотраслевая ассоциация саморегулируемых организаций в области строительства, архитектурно-строительного проектирования, пожарной безопасности и энергоаудита "Синергия"

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Садовая-Черногрязская, д. 13/3, стр. 1, офис 10
Телефон: 8 (495) 505-06-34
e-mail: info@s-nrg.ru

Звоните:
+7 (495) 740-09-49

Пишите:
info@np-poso.ru

Приезжайте:
105064, г. Москва, ул. Садовая-Черногрязская, д. 13/3, к. 1, этаж 4, офис 10

Cпрашивайте, предлагайте:

 
 


Зарегистрировано в Государственном реестре саморегулируемых организаций
№ СРО-С-227-01072010

Решение Ростехнадзора о внесении сведений в госреестр СРО Решение Ростехнадзора о внесении изменений в Решение о внесении сведений в госреестр СРО


Рекомендуем:

НП СОПО Проектное СРО
СРО АСЭ ОНЭА СРО Энергоаудиторов